Приобщайтесь, не стесняйтесь

19 декабря 2023 14:00
- Достоверность на уровне слухов - Информация проходит проверку - Достоверность 100%

На самом деле люди в шортах и майках бегают круглый год, а зимой они на улице просто больше заметны. В последние годы приверженцев бега в «раздетом» виде на улицах Березников становится меньше.

Нам известен, пожалуй, только один такой спортсмен – Михаил Шаламов, который выходит с голым торсом на лыжню. А ведь 1970-1980 гг. закал-бег был весьма популярен.


 

Пенсионер – голова!

Разработку концепции закаливающего бега приписывают советскому пенсионеру-энтузиасту Михаилу Котлярову. Накопив за 65 лет жизни букет заболеваний, при которых типичный врач посоветовал бы лекарства и покой, Михаил Михайлович занялся здоровьем. Он базировался на четырёх принципах: движение, закаливание, здоровая еда и тренировка духа. Результаты превзошли ожидания: показатели здоровья пришли в норму. Огромную роль в этом сыграло объединение пользы беговых тренировок и закаливания.

Чтобы успешно заниматься закал-бегом, Котляров рекомендовал ограничить количество одежды – достаточно обычной майки и коротких шорт. В таком случае вся кожа дышит и насыщается кислородом, выполняется главный принцип бега – закаливание. Это позволяет укрепить организм, защититься от простуды и прочих болезней.

К холодовым нагрузкам нужно привыкать постепенно: начинать бегать в майке и шортах в тёплое время года, по мере похолодания не надевать больше одежды.

Также Михаил Котляров говорил, что закаливающий бег должен быть спокойным, дистанции относительно короткими, а голова, руки и репродуктивные органы защищены от холода. После завершения тренировки нужно сразу переходить в тёплое помещение – бег налегке не прощает остывания на ветру.

Котляров советовал приготовиться к повышенному вниманию людей. Бегущий по снегу полураздетый человек, от которого порой валит пар, всегда удивителен для укутанной публики.

В советские годы у закал-бега было много последователей. Вот история, которую рассказал наш постоянный читатель Андрей Першин.


 

Как я решил бегать

По молодости я был спринтером-любителем: марафоны не бегал, участвовал в забегах на короткие дистанции, до 1 км. В армии тоже утренняя зарядка с пробежками была редким мероприятием. А вот после службы, начитавшись умных статей в журналах «Наука и жизнь» и «Спортивная жизнь России» (благо, они были дёшевы и доступны), решил заняться комплексным делом: бегать и закаливаться. В советские годы этот комплекс назывался «закал-бег».

Светлая мысль пришла ко мне ранней осенью, ещё до снега. Жил я в районе перекрестка улиц Пятилетки – Мира, а потому маршрут определил по улицам Пятилетки – Юбилейная – Мира, всего 2 км.

Из экипировки у меня были приобретенные «через завсклад, через директор магазин», как говаривал Аркадий Райкин, примитивные кроссовки из ЧССР, стандартный советский спортивный костюм синего цвета – штаны + олимпийка – и элементарный болоньевый костюм, приобретенный в «Доме Мод» города Березники.


 

Я бегу по снеговой дорожке

Сам процесс был простой. Одевался в вышеописанный комплект одежды, добавлял по погоде шапочку и перчатки, и в путь. Первые метров 500 – разогрев лёгким бегом. Болоньевую курточку снимал на бегу и завязывал на поясе рукавами. Ещё примерно через 500-800 м интенсивного «рваного» бега с ускорениями та же участь постигала и олимпийку. Особого графика не было. Мог утром бежать, мог вечером – по настроению.

С началом зимы всё стало ещё интересней – за осень организм постепенно привык к холоду и бегать я продолжал в том же духе. Даже осенью прохожие оглядывались на полуголого бегуна под холодным дождём, а зимой это уже была полная феерия.

При критических температурах я не бегал, но при -20оС вполне мог себе позволить пробежаться. Самый пик «выступления» был в районе общежития «Юность», когда уже горячим мой организм пробегал мимо дрогнущих на остановке пассажиров. Не удивлюсь, если кто-то крутил пальцем у виска, но это меня беспокоило меньше всего.

По возвращении на место проживания я дополнительно обрабатывал организм чистым снегом, после чего часто пешком забегал на 12 этаж, где принимал холодный душ, который казался горячим.

Весной катался на лыжах в том же костюме. По настроению добегал до Второго пруда, когда лёд уже отходил от берега, и окунался в воду.

Про всякие простуды я забыл сразу, хотя в детстве легко подхватывал всё, чем болели окружающие. Одного сезона хватило лет на 10, а может и больше. Дальше как-то не сложилось продолжить. Тем не менее, эффективность таких занятий оказалась довольно ощутимой. Так что приобщайтесь, не стесняйтесь – не пожалеете.

Автор Яна Агеева

 

березники спорт история