В музее «Уралкалия» открылась выставка

Художники Верхнекамья летом побывали на экскурсии в руднике «Уралкалия». Увиденное они отразили в своих работах, которые стали итогом большого и красивого проекта «Калийные этюды».   

Инициаторами проекта выступили сотрудники корпоративного музея ПАО «Уралкалий» и Березниковского художественно-исторического музея им. И. Ф. Коновалова.

Мы поставили перед собой задачу не только показать с помощью изобразительных средств мощь и уникальность производства калийных удобрений, но и возродить сам жанр индустриального пейзажа, продолжив традиции мастеров XX века, – рассказывает Юлия Денисова, начальник музейно-выставочного центра «Уралкалия». –  В 1930-е годы в Березники приезжали известные художники Василий Почиталов, Фридрих Лехткоторые запечатлели зарождение промышленности на Урале. А мы хотим оставить в память будущим поколениям современное видение калийного производства и людей, добывающих земные богатства.

В проекте «Калийные этюды» участвовали 16 художников Верхнекамья. В августе девять из них побывали на Четвёртом березниковском рудоуправлении, осмотрели поверхностный комплекс, а затем в полной шахтёрской экипировке спустились на глубину четыре с лишним сотни метров. В завершение экскурсии каждому гостю вручили подарок – холст на подрамнике для будущих картин.

Спустя три месяца березниковские художники представили свои работы вниманию первых посетителей выставки. Будто распахнули окна в загадочный подземный мир, который каждый из них увидел, запомнил и запечатлел в своей манере и стиле.

С огромным уважением

Елена Шарецкая написалане одну, а три картины разного размера. Самая большая из них называется «С огромным уважением».

Меня очень впечатлила добычная техника, комбайн – на таком же работает мой родной брат Владимир, – рассказала Елена. – Он помог мне правильно нарисовать эту мощную, сложную технику, которую он знает до последнего винтика. А я, в свою очередь, хотела выразить наше общее уважение к шахтёрскому труду, к людям, которыми славится «Уралкалий» и Верхнекамье.  

Алексей Харитонов тоже не ограничился одним полотном. Впечатления воссоздал в триптихе «Шахта. Плавание» – холст, масло, сине-красные пёстрые переливы калийных пластов. 

Марина Фотеева писала свои работы акрилом – они получились объёмными, завораживающими не только техникой исполнения, но и сюжетами.

Одна из её картин называется «Корабль подземного моря» – таким увидела Марина уникальный подземный склад руды, из глубин которого как бы выплывает на зрителя мощный, кратцер-кран, похожий на парусник.

Другая, «Призрак шахты», отражает впечатления автора от горных выработок, на стенах которых сохранились большие круги – следы работы комбайновых резцов, и вправду похожие на глаза таинственного подземного существа.

Пути-дороги и земля изобильная

Известный березниковский скульптор Юрий Устинов написал для «Калийных этюдов» полотно «Пути-дороги от Аники Строганова». Его картина – будто временной срез, идущий от родоначальника династии уральских промышленников до наших современников-шахтёров.

Для меня спуск в шахту не был первым, но каждый раз впечатление остаётся огромное, – признался Юрий Иванович. – И в этот раз мне захотелось не просто спуститься вниз на четыреста метров, а заглянуть вглубь веков, показать – с чего, с кого начиналась наша промышленность и кто сегодня продолжает дело первых соледобытчиков Верхнекамья.

Керамист Оля Ладкина кистью и холстом не пользовалась. Её работы – объёмные «земные» шары – созданы из шамота, украшены цветной глиной, имитирующей пласты сильвинита, и расписаны глазурью. Сверху – крохотная модель копра, подчёркивающая своим размером масштаб и мощь залегающих в Верхнекамье подземных кладовых. «Земля изобильная» – так назвала свои создания Оля.

Мой отец не один десяток лет отработал в шахте. Разве я могла упустить возможность увидеть своими глазами всё то, о чём он мне столько рассказывал? – объяснила Оля – Реальность оказалась намного объёмнее моих представлений. Мне хотелось в своей работе показать этот невероятный бесконечный подземный мир, который каждый день покоряют обычные с виду люди-шахтёры – такие же, как мой отец. Спасибо «Уралкалию» за предоставленную возможность.

Счастье видеть небо

Екатерина Найдёнова, заведующая художественной галереей БХИМ им. Коновалова и одна из инициаторов проекта, выразила свои эмоции в картине «Фактуры и ценности». Написанное в серо-песчаной палитре полотно разделено поперёк полосой яркой синевы – впечатление автора от резкого контраста между миром подземным и поднебесным, когда Екатерина вместе с коллегами поднялась на поверхность после экскурсии в рудник.

В такие минуты понимаешь, какая большая ценность человеческая жизнь, какое это счастье – видеть небо, солнце, близких, – поделилась Екатерина. – Теперь мне очень хочется увидеть работы соликамских коллег. Какой они увидели шахту, как её изобразили. На примере работ березниковских авторов очень хорошо прослеживается, насколько по-разному мы воспринимаем одно и то же пространство, один и тот же сюжет. В этом как раз и ценность «Калийных этюдов» – каждый из участников проекта транслирует зрителям своё видение рудника, непростого шахтёрского труда. И за счёт этого общая картина получается объёмной, яркой, впечатляющей.

Выставка побывает в Ханты-Мансийске, в Музее Природы и Человека. Это крупнейший в Югре историко-культурный и выставочный комплекс, объединяющий палеонтологическое, естественно-научное, этнографическое и краеведческое направления.

А мне что с этого?

Увидеть картины березниковских участников проекта можно в музейно-выставочном центре ПАО «Уралкалий» до 10 апреля 2023 г.

Адресул. Свердлова, 35А.

Тел.: 8 (3424) 29-59-77; 29-59-75.

Режим работы: пн., ср., чет. – 9:00 – 17:00 (экскурсионные дни по предварительным заявкам); ср. 12:00 – 17:00 (свободное посещение).

березники уралкалий выставка шахта этюд