Ребята, я вас люблю

Людмила ХудяковаЛюдмила Худякова
08 ноября 2023 13:00
- Достоверность на уровне слухов - Информация проходит проверку - Достоверность 100%

Мальчик из 10 класса как-то сказал: «Вы так интересно пересказываете «Войну и мир», даже прочитать захотелось». Учитель порадовалась.

Большой портрет Людмилы Худяковой, учителя русского языка и литературы школы №2, нынче разместили на краевой уличной выставке «Слово о педагоге» в Перми. Людмила Владимировна – учитель высшей категории, Отличник народного просвещения, её педагогический стаж – 48 лет. Все эти годы она трудилась в березниковской школе №2 им.  М. Горького.


 

Победил учитель

Людмила Владимировна, нынче вы прославились, о вас везде написали. Вы к этому как относитесь?

– Да, прямо волной накрыло. Решила пройти этот путь до конца, услышать все добрые слова. Их обычно произносят, когда на пенсию провожают или в последний путь. А я ещё собираюсь работать. Смотрели фильм «Старики-разбойники»?  Героя провожают на пенсию, говорят о нём тёплые слова. А он: «Если я такой хороший, можно я ещё поработаю?» Я бы тоже, наверное, так сказала. Ни дня не пожалела о том, что стала учителем русского и литературы.

Меня как учителя в городе вниманием не обижали, но чтобы так много и сразу.... Это кто-то из бывших учеников предложил мою кандидатуру для выставки. Доброжелатель захотел остаться неизвестным.

Вы так долго работаете в школе. Наверное, с детства мечтали стать учителем?

– Всегда хотела быть учителем. В подростковом возрасте было желание стать артисткой, и геологом, журналистом, даже следователем. Но «учитель» победил. С детства играла в школу с воображаемыми учениками, занималась с отстающими в учёбе одноклассниками, была такой Аделаидой из книги про Ивана Семёнова.

За парту меня всегда садили с двоечниками, матершинниками, хулиганами. Они меня уважали. Один раз пришёл следователь в школу: у одного мальчишки были неприятности с законом. Следователь спросил, что за девочка Люся, у этого парня в записках везде её имя. Меня привели. Посмотрел: маленькая, в очках. Общалась с мальчишками, парни ко мне тянулись, дружили со мной. Но в жёны никто не взял, так и прожила с родителями.

Когда училась в школе, собиралась стать переводчиком, родители об этом мечтали. Занималась с репетитором, участвовала в олимпиадах по иностранному языку. Поступила в Пермский государственный университет со второго раза. Первый год поступала на романо-германское отделение филфака, не получилось. Родители это восприняли как позор и беду для семьи. Оправились. Год ходила к репетитору, работала библиотекарем в школе №30, читала лекции о книгах и замещала учительницу английского. Мне так понравилось рассказывать о литературе, что я поступила на специальность «Русский язык и литература».

Ваши родители тоже были педагогами?

– Нет, моя семья отношения к учительству не имеет. Когда поступала в университет и проходила собеседование – с накрученной косой, вся такая правильная – меня спрашивают: «Вы, наверное, из семьи учителей?» Мама строитель-прораб, и дома тоже – нам работы выдавала и командовала; папа – по образованию железнодорожник, но всю жизнь трудился на комсомольской и партийной работе. …  Когда меня на несколько лет перевели на работу в райком Советского района, папа прослезился от счастья, что пошла по его стопам.

Сейчас всё время разговариваю с родителями, глядя на их фотографии. На фото папа хитро улыбается и мама весёлая. На свои поступки смотрю глазами родителей, всё больше ощущаю их в себе. Им я очень благодарна, от них – всё лучшее во мне, думаю, они были бы за меня рады.


 

Благодарна педагогам и ученикам

Какой вам запомнилась учёба в университете?

– Мы, девочки, приехавшие из провинции, поняли, что мало знаем и мало читаем. Стали заниматься и перегнали пермских ровесников. Я не была заучкой. Мы жили весело, познакомились со всем репертуаром театров, у нас были походы в филармонию, на симфонические концерты, и, конечно, в библиотеку. Случалось и веселье, и компании.

Но самое, конечно, важное, это общение с преподавателями. Это было начало-середина 1970-х. Преподаватели говорили с нами о рискованных вещах, не в открытую, а намёками. А мы уже сами бежали искать какие-то книги или журналы или перепечатывать стихи.

И в школе, и в университете у меня были прекрасные учителя, сейчас говорю об этом как коллега - яркие, подчас одиозные личности.

Вы помните, каким было ваше начало в горьковской школе?

– Конечно. 15 августа 1975 года впервые отправилась на работу. Первые слова, которыми встретила одна из коллег: «Вы новый учитель литературы? А я ходила от вас отказываться, потому что нам требуется ведущий учитель, который сделает выпуск. Молодые не нужны». Но я осталась, и надолго.

Школа №2 стала для меня школой мастерства. Я как-то легко, без дрожи вошла в класс. Там, кстати, учился брат, который на девять лет меня моложе, и я у него была классной руководительницей. Это были восьмиклассники. Я благодарна своим первым ученикам, да и всем последующим. Меня не проверяли, не испытывали на выдержку. Был ещё десятый выпускной класс. Там учились дети руководителей города, очень строгого воспитания. Тогда я поняла, что по русскому языку они знают больше, чем я, потому что в университете больше занималась литературой. На экзамене я ребят слушаю, а сама этого не знаю.

Ориентировалась на старших коллег, на детей, которым доверяю, отмечала, что мне надо выучить. Пришлось восполнять пробелы. Всю жизнь учусь русскому языку и полюбила его больше, чем литературу.


 

Сделай так, чтобы читали

Вы много лет работаете в школе. Чувствуете, как меняются поколения детей? Наверное, сейчас ребята мало читают, больше в интернете сидят?

– Дети всегда дети. Я их люблю, стараюсь понимать. Помню, мы раньше обсуждали передачи, которые показывали на телеканале «Культура». Сейчас трудно, потому что не знаешь, за что зацепиться. Иногда пытаюсь, чтобы вызвать ассоциации, привести пример из фильма, но ребята говорят, что не знают, не смотрели, не слышали. Если кто-то отзывается, даже чтобы просто поддержать меня, я радуюсь, что могу на это опереться. Тем более сейчас детям литература не особенно нужна. Я подстраиваюсь, приноравливаюсь. Что толку стонать, что они не читают? Сделай так, чтобы читали.  Стараюсь заинтересовать. Бывает, что не иду по программе. Сколько надо, столько и буду сидеть на романе «Обломов» и разбирать каждое слово. Помню, с ребятами смотрели фильм «Несколько дней из жизни Обломова». Там Ольга поёт арию «Casta Diva» из оперы Винченцо Беллини «Норма». Я им рассказала, что это за опера, сама что-то намурлыкала. Когда вышли из кабинета, слышу – девочки напевают эту мелодию, и это порадовало. Мы смотрим на уроках хорошие фильмы, которые приближены к книге, и сравниваем.

Дети пишут мне записки в конце года. Я прошу их написать, что они мне не сказали, пока мы работали, постеснялись, побоялись о чём-то спросить. Помню, девочка пишет: «У вас кудри свои?» Высказывают своё мнение, иногда это не очень приятно. Эти записки храню. Как-то раз мальчик написал: «Вы так интересно пересказывали «Войну и мир», что мне захотелось прочитать». Я рассказала коллеге, она говорит: «Безобразие!» А я обрадовалась – ребёнок что-то прочитает летом.

Дети у нас культурные. Со мной в школе все здороваются, открывают дверь, убирают телефоны. Говорю по этому поводу так: «Наверное, думают, идёт директор, министр или динозавр»

Есть сложности в вашей работе?

– Враг №1 – ЕГЭ.  Я не против него как формы экзамена. Всё хорошо продумано, дети в одинаковых условиях. Но когда ЕГЭ задумывался, была установка – учить по программе, школы не будут оценивать по результатам ЕГЭ. Сейчас мы натаскиваем детей, потому что каждая школа борется за результат, нужны баллы и рейтинг. А я свою задачу вижу в том, чтобы дети приобщились к чтению, любили школу.

Хочется вести факультатив по Решетову. Когда-то мы с учителями разработали программу, проводили факультативы и мероприятия, посвящённые поэту, и нас в городе называли «решетовками». Интересуюсь краеведением, и хочется делать что-то с ним связанное.

Но на всё это не остаётся времени. В 11 классе первые полгода не столько изучаем произведения, сколько учимся писать сочинение, которое идёт как допуск к ЕГЭ. Нам советуют для сочинения рекомендовать детям небольшие произведения, например, Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Люблю это произведение, потому что оно про меня. Как его герой, задаю себе вопрос: «Что я, не смогу, что ли?». Новое надо попробовать, я азартная. 


 

Другими глазами

Если продолжить речь о любимых произведениях и авторах, какие назовёте?

– Люблю женскую прозу – Дину Рубину, Людмилу Улицкую, Марину Степнову. Трилогию Рубиной «Люди воздуха», читала в разное время. «Почерк Леонардо» из этой серии – тоже про меня. Я левша, но переученная. Но в быту всё делаю левой рукой. Пишу правой, но могу писать левой, причём зеркально. Как-то написала на доске красиво, почерком Леонардо да Винчи: «Ребята, я вас люблю», то есть не слева направо, а зеркально. 

Люблю из авторов Нину Горланову, я с ней знакома, мы в студенческие годы жили одном общежитии, на наших глазах она стала писателем. Особенно нравится повесть «Филологический амур», потому что написана она о нас, филологинях.

Не надоело вам учить столько лет одному и тому же?

– Надоело бы. Но я, заново, другими глазами прочитываю книги. С коллегами перечитали всего Толстого, Басинского (П. Басинский, «Лев Толстой. Бегство из рая» Прим. ред.), сейчас время «Евгения Онегина». Есть книги «Немой Онегин», «Код Онегина» – тоже прочла. Это то, что позволяет увидеть классику заново и поставить неожиданные вопросы.

Не стесняюсь разговаривать с ребятами на их языке, что, наверное, шокировало бы педагогов, у которых я училась. Например, говорю, что Базаров – парень неплохой, но придуривается, а Онегин – мажор. Подруга сказала, что я заигрываю с детьми.  Нет. Я говорю так, как им понятно.


 

Секрет молодости

Вы так замечательно выглядите. Откроете секрет молодости?

– Возраст не ощущаю абсолютно, чувствую себя на 50-52. Обычно, когда спрашивают, сколько мне лет, задумываюсь и считаю про себя. Стала осознавать возраст, когда пандемия началась, и везде стало звучать про 65+.

Косметолог говорит, что у меня хорошая генетика. Наверное, не только внешняя. Унаследовала неунывающий родительский характер. И, конечно, молодой себя чувствую, потому что работаю с детьми, а это источник жизненный силы и вечной молодости.

Говорят, умная женщина с возрастом становится красивее. В юности было полно комплексов. Мама, бывало, одёргивала: «Прикрывай рот рукой: у тебя прикус неправильный», «Не сутулься».  Асейчас собой любуюсь: кому-то такая красота не досталась.

У меня много друзей, на работе дружная компания, вместе выезжаем на пикники, на природу, в любое время года.

Много значит для меня семья – брат, племянники, внучатые племянники, родственники. День рождения, знаете, как праздную? Сначала в Березниках всех родственников собираю. Потом еду в Пермь, отмечаю в кругу родственников и друзей. Потом ещё приглашаю в гости нашу компанию коллег из школы.

Говорят, лучший отдых – смена деятельности. У вас так получается?

– Конечно. У меня сад, я землю люблю. Хожу в спортзал, плаваю. Мне не сидится на месте, я путешествую. Когда из поездки возвращаюсь, ещё до дома не доехали, спрашиваю попутчицу: «Куда в следующий раз поедем?»

Летом мне нужно на море, в длинные майские праздники – что-то познавательное. Была в Греции, два раза в Тунисе, Турции, Египте, Швеции, Израиле. Чехии, Болгарии, Бенилюксе. Сейчас думаю: «Как хорошо, что нет заграницы, какая Родина красивая!» В прошлом году побывала на Псковщине, в пушкинских местах, в этом году в Кисловодске. На Байкале, на Алтае ещё не была. Надо и туда съездить, всё успеть. 

Автор Ирина Гросу

 

березники образование