Тёплая мелодия песка

05 ноября 2023 15:00
- Достоверность на уровне слухов - Информация проходит проверку - Достоверность 100%

В Детской музыкальной школе им П.И. Чайковского подходит к завершению проект «Музыка в ладошках». Суть его проста – дети-инвалиды рисуют под музыку песком на специальных световых столах – учатся, чтобы создать анимационный фильм про морских обитателей и про невиданных зверей. Завершится проект 18 ноября фестивалем, на котором этот фильм будет показан, а ученики музыкальной школы выступят с концертом.

- Мы с детьми с проблемами здоровья занимаемся более восьми лет. Обычно это была музыка, а в прошлом году решили её совместить с рисованием. Создали проект, который победил в конкурсе краевого Центра по реализации проектов в сфере культуры, получили грант, купили световые столы, песок и начали рисовать, - рассказывает Татьяна Григорьева, автор проекта, преподаватель школы. - Работать с песком очень полезно для развития мелкой моторики, снятия мышечных зажимов. Когда участники проекта начинают рисовать под музыку, они расслабляются, успокаиваются, получают позитивные эмоции. Родители с детьми тоже рисуют, если есть свободное место. Всем нравится.

Это если коротко и сухо передать суть, а на самом деле, всё, что происходит внутри этого проекта, кроме как чудом не назовёшь. Чудом творчества. Даже не так – творения.

Саша рисует кексик

Когда Татана Григорьева приглашает всех в кабинет, где установлены столы для песочных художеств, в коридоре раздаётся радостный гул – дети выражают одобрение весьма эмоционально.

С педагогом Светланой Кузнецовой, которая также работает в проекте, дети и взрослые   делают упражнения: греют песок, гладят его, трогают, пересыпают. Когда он становится тёплым, начинают рисовать.

Татьяна Александровна подходит к улыбчивому пареньку за первым столом:

- Рисуем кексик? – спрашивает она

- Кексик! – несколько раз с восторгом повторяет Саша и проводит пальцем по песку.

Наталья, мама Саши, рассказывает:

- Мы музыкальную школу уже закончили, сейчас приходим сюда просто потому, что очень нравятся и музыка, и песочек, и добрая атмосфера, и то, что у подсветки можно цвет менять, песок толстым слоем или тонким насыпать – всё это действует как релакс. На пальцах ведь много нервных окончаний и активных точек.

Наталья отмечает, что занятия творчеством позитивно влияют на сына – он становится более сосредоточенным, снижается нервозность. Это замечают и в училище, где сейчас учится Саша, педагоги одобряют такие изменения.

- Я и по себе вижу: приду уставшая, позанимаюсь песочком и, вроде как, легче становится, чувствуешь себя отдохнувшей. Не зря маленьких детей водят играть в песочницу, - улыбается Наталья - Сюда сын с желанием бежит, да и я тоже.

Прока мы беседовали, Татьяна Александровна для Саши, который сегодня немного ленился рисовать сам, изобразила котика – руки в боки.

- Кексик! – радостно восклицает Саша.

Аля приглашает на чай

Спокойная и сосредоточенная девушка в это время выводит на тонком слое песка три одинаковых фигуры – не то домики с открытыми окнами, не то чашки чая с угловатыми завитками пара над ними. Кажется, что она не обращает внимания на окружающих и погружена в себя, но это не так. Вот она проглядывает в сторону соседки справа, вот отводит руки, показывая свою работу.

Аля занимается в музыкальной школе несколько лет – учится играть на разных инструментах. Когда её маме Розе предложили водить Алю на занятия за песочным столом, она согласилась.

- Мы с Алей с лета песком занимаемся, - говорит Роза, - а на музыкальные занятия года три уже ходим. Дочке нравится играть на маракасах, бубнах, металлофон она полюбила. Я рада, что дети не просто по металлофону стучали, а изучали ноты, разучивали мелодии. Они тут и песни поют, и выступают на концертах. Мы даже фортепиано начли понемногу осваивать с Татьяной Александровной.

Роза уверена, что и занятия за песочным столом полезны для Алиной психики – ребята на занятиях общаются и раскрепощаются.

- Мы ведь поначалу боялись прикоснуться к песку, - с улыбкой воспоминает недавнее прошлое Роза. - Аля двумя пальчиками его с опаской брала, а сейчас смело вырисовывает, чувствует себя уверенно. И перестали бояться – рисуем, что получится. Оказывается, это отличная социализация – все смотрят, кто что нарисовал, общаются. Идём сюда обе с удовольствием.

Может, Аля, и вправду, нарисовала чашки с чаем и приглашает всех к общению?

Ксюше нравится тёплый песок

Любовь, мама Ксюши, уверена, что чем больше творческих, спортивных, развивающих занятий посещает «особенный» ребёнок, тем лучше. Они с Ксюшей бывают, пожалуй, на всех возможных мероприятиях, занятиях, мастер-классах, соревнованиях, какие только можно найти в городе.

- Восемь лет назад мы стали на музыкальные занятия ходить к Татьяне Александровне. Поначалу Ксюша всего боялась: треугольников, маракасов, других ребят, скромничала, жалась, не общалась ни с кем, ей даже не давали выступать.  А сейчас Ксюша совершенно другой человек – она танцует, поёт, выступает на сцене, летом впервые поучаствовала в соревнованиях по бегу. Думаю, всё это нам очень помогает, - говорит Любовь.

Когда-то Ксюша, по словам мамы, была очень «хаотичной» – не досмотришь, куда-то уйдёт, что-то сломает или разобьёт. Её нельзя было оставить одну. Она не могла сосредоточиться на буквах, с трудом читала.

- Если бы мы сидели дома, не выходили на разные занятия, не участвовали в мероприятиях, может, Ксюша такой бы и осталась? - размышляет Любовь. - Но сейчас я чувствую, что она сильно изменилась, повзрослела. Я могу спокойно оставить её одну, она помогает другим ребятам, может пообщаться с незнакомым человеком – расспросить о том, что её интерсует. Я вижу, что она стала рассуждать, разбираться в людях – понимает, где добрый человек, где злой или глупый, от кого нужно держаться поодаль, с кем общаться. К доброте тянется, она и сама добрая – мне помогает, ухаживает за своей кошкой и старенькой овчаркой Багирой.

Ксюша начала вести страничку в соцсетях, учится фотографировать, писать посты, снимать ролики. Мама их иногда корректирует, но в основном девушка пишет сама, правда, бывает, с ошибками. Она очень любит бывать в деревне Жуклино, работать на огороде и снимать бесконечные ролики про Багиру в деревне.

- А на рисование песком мы ходим с огромным удовольствием, - спохватываясь, что мы далеко «ушли» от музыкальной школы, говорит Ксюшина мама. - Ксюше нравится тёплый песок, спокойная музыка, которая здесь играет во время занятий – можно расслабиться, успокоиться и отдохнуть.   

Вот так просто и незатейливо: музыка, песок, дети – но эффект от простых занятий удивительный. Пусть так и будет.

Яна АГЕЕВА

березники реабилитация детиинвалиды