Курьеры смерти. Продать свободу: быстро и дорого

15 октября 2019 12:22
- Достоверность на уровне слухов - Информация проходит проверку - Достоверность 100%

Глаза моего собеседника тусклые, руки сжаты в кулаки. Он не ищет себе оправдания, но каждый раз, когда вспоминает, с чего начиналась его условная «работа», слегка вздрагивает, как будто время еще можно вернуть назад и сказать себе «стоп». Артур (имя изменено в связи с желанием собеседника сохранить конфиденциальность) тяжело привыкал к жизни в большом городе, но желание доказать себе и другим, что он может добиться всего самостоятельно, пересилило в нем здравый смысл. «Мечта о красивой жизни» завела амбициозного, но наивного парня за черту закона очень быстро и с непоправимыми последствиями. Слушая его рассказ, невольно понимаешь, что нечто похожее может случиться с каждым, кто хочет «быстрых денег».

– Я переехал в Пермь из села, привык доверять людям, поэтому воспринимал любые предложения о работе буквально. Раз обещают «достойный заработок и гибкий график», значит, так оно и есть. Пару раз натолкнулся на фирмы-однодневки, стал аккуратней, но главного развода в своей жизни не заметил. Никогда не думал, что напрямую столкнусь с наркотиками, а теперь жду суда за сбыт наркотических средств. Я даже не курил, алкоголь употреблял только по праздникам, всю жизнь, в том числе в армии, занимался спортом. Вообще, у меня была мечта, стать когда-нибудь инструктором в тренажерном зале, но для этого нужны были деньги. На работу, на которую я реально хотел устроиться, требовалось прохождение медкомиссии, с этого и начался поиск денег. 

Я читал постоянно спортивные группы «Вконтакте», однажды мне предложили «распространение спортивного питания и добавок» за очень высокую цену, почти за 50 тысяч в месяц. Сразу предупредили, что «спортивные добавки ограниченного оборота», поэтому работа как бы «полулегальная», но обещали в случае чего «юридическую помощь» и заверили, что «ничего опасного распространяться не будет, общение с клиентами и работодателями будет сведено к минимуму». Мне бы тормознуть, узнать больше про условия работы и сам товар, но я согласился, так и затянул петлю на своей шее… 

Общение из социальной сети перешло в приложение «телеграм», где вообще все анонимно. Помню, когда-то слышал глупую шутку «если есть «Телеграм» – значит точно наркоман» и не понимал ее смысл, сейчас понял, но поздно. Сначала мне предложили внести залог 15 тысяч рублей (якобы за сохранность распространяемого товара) или отправить копию паспорта работодателю. Денег у меня не было, поэтому я скинул документы, даже не задумываясь, как их будут использовать дальше. Потом я заполнил подробную анкету о себе, с вполне стандартными вопросами о своих интересах, цели трудоустройства и желаемом графике.

Через сутки мне ответили, что я подходящий кандидат и начали обучение. Когда я увидел, чему меня учат, опять не остановился и продолжил, не знаю, что мной руководило больше – азарт или любопытство, я вдруг почувствовал себя частью какого-то приключения, как будто в фильме. Мне объяснили, где и как  можно прятать пакеты со «спортивными добавками» (прямо отправляли фото с видами тайников), постоянно напоминали, что «источник заработка нужно держать в тайне, чтобы не создавать ненужной конкуренции». Через неделю я выполнил свое первое тестовое задание – отнес перемотанный скотчем пакет в придуманный мной тайник и отправил работодателю его координаты. Тут же мне написали, что я официально принят на работу и в конце месяца получу первую зарплату. 

Так в моей жизни появились босс (генеральный поставщик товара, которого я, естественно, не знал) и куратор (он непосредственно следил за мной и тем, насколько правильно я «прячу закладки»). А потом начался настоящий ад. После нескольких закладок я понял, что «товар» к спортивным добавкам не имеет никакого отношения, а на мои прямые вопросы о том, что именно я развожу, куратор не отвечал. У меня появилась мания преследования, постоянный страх и депрессия, пропал сон. Я уже понимал, что являюсь преступником, но хотел дождаться хотя бы первой зарплаты, чтобы хоть чем-то оправдать то положение, в которое сам себя загнал. И зарплата пришла. В биткоинах. У меня не хватило сил признаться себе, что я даже не понимаю, как ее обналичить, эта система пугала меня все больше, я понял, что потерял все, а взамен не приобрел ничего. Когда я написал куратору, что хочу завязать и не вижу смысла в продолжении такой «работы», начались прямые угрозы. Мне просто очень точно, вплоть до деталей, написали все о моей семье и задали вопрос «не хочу ли я, чтобы у кого-то из них начались серьезные проблемы». Я сдался и испугался, продолжил «работать». Моя депрессия становилась все сильнее, в какой-то момент я понял, что даже хочу, чтобы меня поймали с «товаром», потому что на этом закончились бы угрозы и постоянный страх. Моя жизнь перестала принадлежать мне и попала в руки к каким-то всесильным людям, скрывающимся за мифическим словом «босс».

«Кураторы» угрожали не всегда, иногда они напоминали мне, что если я буду «работать хорошо, быстро и без глупостей», то сам стану одним из них. Самым страшным для меня был так называемый «ненаход», когда заказчик не находил заклад по отправленным ему координатам. Начинались разборки с куратором, опять же переходящие в угрозы, конфликт мог длиться все непродолжительное время, которое оставалось у меня на сон. Потом оказывалось, что потребитель просто перепутал точки, но все это время я должен был быть на связи и доказывать, что моей вины в случившемся нет. 

Когда меня поймали сотрудники полиции с вопросом «есть что-то запрещенное?» я сразу во всем признался. К тому времени постоянные холод и страх просто жили под моей кожей, не будучи наркоманом, по своему психологическому состоянию я был хуже любого торчка. Когда меня взяли с весом, я просто понимал, что это какая-то точка, за которой все будет по другому. Я не знаю, что толкает людей на такие заработки, ни разу не видел других «закладчиков», потому что все мы «волки-одиночки», со своими демонами в душе и со своим запоздалым раскаянием. Не знаю, как сложится моя жизнь дальше, но если моя история поможет хоть кому-то избежать такого «трудоустройства» я буду рад. Пожалуйста, не ведитесь на шальные деньги, это билет в один конец.

Как с точки зрения закона можно расценивать ситуацию, в которой человека вынуждают заниматься противоправной деятельностью под угрозой чего-либо (например, нанесения вреда родственникам, открытой  публикации паспортных данных с подробным описанием незаконных действий и т.д.)? 

 Историю Артура комментирует адвокат Адвокатской палаты Пермского края Василий Четвериков:

 К сожалению, молодые люди часто  готовы откликнуться на объявления без подробностей,  в которых указан высокий заработок, они не понимают, какие последствия могут их ждать. Совершение преступлений – это не работа, а уголовно наказуемое деяние. Но «закладчики» не всегда понимают, чем рискуют, осознание противоправности приходит слишком поздно, когда человек уже глубоко затянут в преступную систему. Кого-то уголовная ответственность настигает внезапно и стремительно – задержание, уголовное дело, суд, приговор, длительный срок заключения, кто-то сам осознает, что преступил закон, но не понимает, как вырваться из порочного круга. Универсального рецепта «освобождения» не существует, обстоятельства каждого дела уникальны.

 Анализ многочисленной судебной практики по делам, связанным с «закладками» наркотиков, позволяет выделить некоторые важные аспекты данной проблемы. Во-первых, потенциальным «закладчикам»  следует понимать всю полноту ответственности, которая последует за их действиями. Достаточно открыть ст. 228 и ст. 228.1 Уголовного кодекса РФ. Даже без цели сбыта приобретение наркотических средств в крупном размере наказывается лишением свободы от 3 до 10 лет. Пересылка или сбыт – это уже от 10 до 20 лет лишения свободы. Большинство «закладок» является крупным размером. Таким образом, по данному составу, возможно получить наказание за одно преступление в виде 10-12 лет лишения свободы с учетом всех смягчающих обстоятельств.

В глобальном смысле есть два основных варианта прекращения преступной деятельности (в т.ч. в случае с «закладчиками»): задержание и явка с повинной. Рассмотрим только второй вариант, т.к. только он зависит от воли субъекта преступления. Главное, что нужно осознавать: преступление уже совершено, за этим последует серьезное наказание. И каждый последующий эпизод преступной деятельности только увеличит срок лишения свободы, который может быть назначен судом. Если кто-то угрожает пойти в полицию и рассказать о ранее совершенном распространении наркотических средств, то это не является шантажом. Суд не примет такой довод подсудимого и постановит обвинительный приговор. По закону не является преступлением совершение под психическим воздействием деяниедля устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Это в теории, на практике подобные ситуации практически не встречаются.Чаще всего в приговоре суда встречаются формулировки: «подсудимый имел возможность выбрать иной вариант поведения, мог свободно руководить своими действиями» или «сохраняемое благо, как мотив действий, явно не являлось большим, чем причиненный вред». Далее в приговоре суд может сделать типичный вывод, что «имея реальную возможность прекратить свое участие в преступлении, подсудимый этого не сделал, совершая активные действия, направленные на достижение преступного результата».

Из анализа имеющейся судебной практики видно, что суды, как правило, занимают единообразную позицию и считают доводы о наличии шантажа или угроз способом защиты.Более того, уголовным законом не предусмотрено психическое принуждение, вследствие которого лицо не способно руководить своими действиями. То есть, пока слова «шантажиста» остаются только словами и не подкреплены конкретными действиями, остается возможность не совершать преступление.  В противном случае суд может указать, что «чувство страха, о котором сообщил подсудимый, тем не менее, не лишало возможности последнего отказаться от совершения преступлений, либо сообщить в правоохранительный орган после совершения первого преступления о данном преступлении. Он продолжал совершать преступные деяния, что указывает на наличие у него умысла».

Отказ от совершения преступления часто является трудновыполнимым делом: обстоятельства довлеют, страх мешает мыслить, что мы и видим в историях «закладчиков»Но в целом, каждый сам принимает решения, которые могут кардинально изменить жизнь в любом направлении. Универсальных советов не существует, важно понимать степень ответственности перед законом за свои действия и, однажды преступив черту, не усугубить свое положение повторными нарушениями. 

А мне что с этого?

Поучительная история. Увы, частая. Не гонись за легкими деньгами - потеряешь здоровье и свободу.

закладки преступление наркодилер полиция березники соликамск