Река моей жизни

11 мая 2020 21:36
- Достоверность на уровне слухов - Информация проходит проверку - Достоверность 100%

Вера Меркурьевна Кутузова – педагог дополнительного образования. Её профессиональные успехи не раз отмечали весомыми наградами – звание «Учитель года», звание «Почётный работник общего образования РФ», портрет на городской доске почёта и премия «Признание». Только для неё самой намного ценнее другое – дочка, маленький внук, и её ученики, которых выпустила за эти годы не одну сотню. С благословения Веры Меркурьевны многие березниковские таланты отправились учиться в город Хотьково, где находится Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В.М.Васнецова филиал ФГБОУ ВО МГХПА имени Строганова. Воспитанников Кутузовой немало и среди пермских и питерских студентов, и даже покоряют своим талантом столицу – учатся в знаменитом Строгановском училище.

 
Выпуск 2015-ый гвардейский


 

Подражая Бартраму

Вера Меркурьевна, Березники – ваш родной город?
– Нет, я родом из Удмуртии, родилась в деревне Майоры. У нас была большая старообрядческая семья с патриархальным укладом, с безусловным авторитетом отца, порой его взгляд просто испепелял. Никогда не слышала, чтобы родители ругались, порядок был идеальный, каждый знал своё место. Папа был в войну снайпером, очень метко стрелял, потом стал охотником, но я ни разу не видела, чтобы он убивал животных. Мама воспитывала нас в духовной культуре, она была очень мудрой женщиной, никогда  ни на кого не давила, всегда давала выбор. Творческая струнка – это от неё, я думаю. Она учила меня рукодельничать, шила со мной какие-то костюмы. Папа потерял на войне руку, чуть ниже по локоть, но он и одной рукой управлялся мастерски – делал коромысла, туеса. К нам даже приезжали московские учёные, этнографическая экспедиция библиотеки МГУ, сняли про папу фильм – про его мастерство, про наш быт. Кстати, мастерить его тоже научила жена, наша мама. Вернувшись с войны, он и не умел ничего – всё его умение было маминой наукой. 


Работы Веры Кутузовой

Музей «Красное коромысло», который вы создали в школе Старкова – это память о ваших родителях?
– Отчасти да. Они привили мне любовь к истории, интерес к народным промыслам. Сейчас всё это ушло из нашей жизни, а теперь уходит из памяти, но ведь люди должны знать историю своего рода, своей родины. Экспонаты нашего музея кажутся простыми, бесхитростными, но сколько в них вложено души, мастерства, народной смекалки и мудрости. Нужно лишь научиться понимать, видеть.

Как вы собирали экспонаты для вашего музея?
– Раньше у нас была возможность ездить с учениками в экспедиции, мы с ребятами исколесили весь Чердынский район. Более ста единиц материала привезено оттуда – крестьянская утварь, предметы быта – всё, чем делились с нами местные жители. Каждую находку ребята изучали, описывали, присваивали ей инвентарный номер – и она становилась частью «Красного коромысла». Самый старый экспонат – прялка, она датируется 1910 годом, и таких уникальных вещей в нашей экспозиции немало. Так что у нас очень хороший музей, сюда часто приходят детсадовские группы, школьники – им интересно посмотреть и главное – потрогать, взять в руки.


Уроки в музейном интерьере

Помимо живописи и рисования вы преподаёте декоративно-прикладное искусство – музейные экспонаты помогают вам в обучении?
– Конечно, это и было главной целью, для которой создавался ДЭМ «Красное коромысло». Однажды я прочитала про Николая Бартрама – художника, искусствоведа, коллекционера, который в 1918 году организовал в своей квартире детский музей игрушек. Впоследствии эта необычная экспозиция разрослась и стала музеем игрушек наркомпроса. Собранные Бартрамом игрушки-экспонаты можно было брать в руки, рассматривать – мне хотелось создать нечто похожее. Для ребёнка очень важно тактильное познание окружающего мира – и наш музей выполняет ту же миссию. Экспонаты «Красного коромысла» – это живая, материальная история.   


  

Учи, рисуй, живи

Что привело вас в Березники?
– Сестра позвала. Сказала: замечательный город, приезжай! Я и приехала. Это был 1983 год, город показался мне очень чистым, ухоженным, теперь он, конечно, совсем другой, более современный.

Ваше дело жизни – всё-таки педагогика или творчество?
– В юности я и не думала, что буду учить кого-то, просто знала, что выберу творческую профессию. Какую – неважно, лишь бы она была связана с рисованием. Так и было поначалу – я всё время рисовала в школе, в Краснокамском училище, потом работала в Березниках художником-оформителем. Всё изменила одна случайна встреча, которая стала судьбоносной. Как-то вечером я разговорилась на остановке со стоявшей там женщиной – это была Вера Вострецова, директор Дворца пионеров. Вера Михайловна пригласила меня поработать у них руководителем кружка  «Мозаика», просто попробовать. Я согласилась – и с того времени началась моя преподавательская работа, которая продолжается уже 36 лет, большая часть которых отдана Детской школе искусств имени Леонида Старкова.


Школьные годы. Будущий педагог Вера - крайняя справа.

Получается, что на тот момент у вас не было опыта работы с детьми, вы начинали с чистого листа?
– Да, и поначалу пролила много слёз от того, что мне казалось – я ничего не умею, у меня ничего не выходит, руки опускались, но рядом были мои прекрасные коллеги, они помогали, советовали. Людмила Буторина, тогда она руководила кружком «Мастерок», сама была ещё очень молодым педагогом, но щедро делилась со мной знаниями. Методическим богом стала для меня Валентина Бойченко, которая научила не бояться вести занятия, выступать перед большой аудиторией. Добрая и бескорыстная Лемарен Евгеньевна Буторина, руководитель кукольного театра Дворца пионеров – как же я благодарна им всем за поддержку. Потом, когда были прожиты, пройдены первые трудности, я начала учить и учиться сама, причём очень много – курсы повышения квалификации, самообразование, которое никогда не уходит из моей жизни. Даже сейчас, на самоизоляции, сижу на вебинарах, всероссийских педагогических конференциях – мне всё это очень интересно.

Вы уважаемый и любимый вашими учениками педагог, березниковцы знают вас, как художника – мечты сбылись, или вы ещё в пути, идёте к какой-то цели?
– Недавно у меня был  период в жизни, так скажем перезагрузка, переосмысление – я жила с ощущением одиночества в толпе. Есть такой термин «выгорание», но не бывает в пути случайных остановок, каждая остановка предопределяет дальнейшее развитие событий. Я счастлива, что перезагрузка произошла, один важный разговор с Еленой Валерьевной Гришиной (директор ДШИ) вытащил меня из вакуума, она сказала простые слова: «Вы ведь не сможете без занятий с детьми» и завертелось всё вновь. Конечно, даже на самоизоляции я активно включена в образовательный процесс, у меня практически ежедневно на связи чуть меньше сотни учеников – провожу онлайн консультации, пишу рекомендации, рецензии, почти не отхожу от компьютера. Это замечательно, в душе, конечно, хочется другого – побыть в тишине, заниматься только живописью, графикой, побыть наедине с собой. Конечно, я и сейчас пишу, но это небольшие работы, а мне хочется раскрыться, дать волю фантазии, творчеству. В жёстких рамках учебного процесса для этого сложно найти время и силы.  В то же время ловлю себя на мысли, что без своей педагогической занятости я бы не смогла быть творчески наполненным человеком.


Выставка работ Веры Кутузовой «Моей жизни река», 2019 год.


  

Зов вешних вод

Что вы любите рисовать больше всего?
Природу, особенно с натуры, ещё люблю стилизовать, импровизировать, люблю графику. Часто использую акварель – она очень нежная, многогранная. Особенно нравится рисовать акварелью цветы. У нас есть свой участок за городом, где я выращиваю розы, лилии, космею, много других цветов  и с удовольствием пишу их с натуры. Люблю рисовать разнотравье, до сих пор в памяти живёт воспоминание, как я маленькой девочкой косила летние травы, её цвет, запах.


Работы Веры Кутузовой

У вас была персональная выставка?
– Выставлялась понемногу с другими художниками, а весной 2019 года решилась на персональную выставку. Назвала её «Моей жизни река», пригласила близких мне по духу людей. Открытие прошло прекрасно, после выставки был такой подъём, вдохновение, за год я написала около 50 работ. Ещё принимала участие в проекте Корпорации «АВИСМА» под названием «Наш перманентный вернисаж». Результатом этой работы стал каталог, чему я несказанно рада. Начинаешь одно дело, а оно притягивает другое, ещё более интересное. Как говорил мой папа: «Ухвати за хвост малое, и оно приведёт тебя к большему», так и живу по его совету.

Почему темой вашей первой выставки стала именно река?
– Я выросла в большой семье, но уединение любила с детства. Нравилось забраться весной на самый верх избы, устроиться на облучок, и слушать, как бурлят, шумят на реке вешние апрельские воды. Мне хотелось, чтобы просыпающаяся после зимы природа слышала и мой голос тоже – я пела, кричала стихи. Думаю, я с детства настолько прониклась природой, её красотой, силой, что эта связь жива даже через десятки прожитых в городе лет.


Работы Веры Кутузовой


 

Мир другой и прекрасный

Ваше художественное восприятие мира – тоже из детства?
– В нас всё из детства. Уверена, что заложить основы внутреннего мира ребёнка можно только до пяти лет. Потом он формирует себя сам, ты только помогаешь. Дети рисуют лучше взрослых. Как говорил Пабло Пикассо: «Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребёнок». Маленькие дети – это огромная «планета свободных», они ничего не боятся, экспериментируют, делают массу прекрасных ошибок, дети старшего школьного возраста анализируют, протестуют, к ним нужен особый подход, свой для каждого поколения. Потому я считаю, что говорить «я учу рисовать» – это слишком громко. Мне ближе слово «наставник» – я даю знания, приёмы, где-то подсказываю, подталкиваю, а дети учатся сами, не нужно ничего им навязывать. И ещё очень важно быть самим собой – и тогда твой пример, твой жизненный опыт для ребёнка будет ещё более ценен.

Как вы думаете – труднее быть педагогом в общеобразовательной школе или, к примеру, в вашей – школе искусств? Или это вообще разные сферы, их нельзя сравнивать? И нужна ли интеграция этих двух сфер, о которой сейчас столько говорят? 
– Вопрос спорный. В дополнительное образование дети идут по желанию – это многое объясняет. Об интеграции общего и дополнительного образования говорят с 2010 года, вообще образование является целостной системой и говорить, что это две разные сферы, мне кажется, неправильно. Мы стараемся объединить усилия и ресурсы, позволяющие эффективно достигать планируемых результатов в образовании и воспитании детей. В школе искусств дети получают возможность развивать те способности, которые не нашли применение в системе основного образования. Я не против интеграции, я против «гребёнки», которой часто причёсываю» всех под один стандарт. Интеграция должна осуществляться в разных формах, учитывая принцип свободы выбора ребёнка, загруженности детей. Проблемой является и то, что интересы детей, как правило, достаточно разнообразны, а возможности образовательного учреждения в удовлетворении запросов и пожеланий подростков и их родителей ограничены. Вот сейчас, мы в режиме дистанционного обучения и не самых простых обстоятельствах, в которые нас поставила пандемия, высветилась масса проблем образования, к которым мы оказались не готовы. 


Выезд на пленэр                                                                                     

Как вы считаете, что дает детям дополнительное образование?
–  Даёт детям свободу выбора занятий по интересам. Дополнительное образование помогает организовать их свободное время и формирует в ребёнке культуру, реализует врожденные способности детей и приобретение новых способностей. В каждом человеке есть целый арсенал скрытых возможностей, которые важно вовремя раскрыть и развить – вот главное направление любой внеурочной деятельности. 

Кем их ваших учеников вы гордитесь, почему?
– Горжусь всеми, выбрать невозможно, дети все особенные. Горжусь, во-первых, потому, что ребёнок сделал выбор, не остался бездельничать после школы, а пошёл заниматься любимым делом, а стало быть хочет развиваться и совершенствоваться. 

Можно ли научить рисовать человека, у которого нет задатков, творческой жилки? Или нет такой вещи как талант нет вообще, это просто упорная работа над собой?
–  На этот вопрос однозначно не ответить, для многих есть простой подход: если вам нравятся чьи-то рисунки, этот человек умеет рисовать, а если не нравятся – не умеет,  простодушная вера в этот миф способна разрушить ваши мечты о рисовании. Рисовать может каждый, и научить можно каждого, но не каждый станет настоящим художником. Труд определённо играет роль, работа над собой в любой сфере приводит к успеху. Главное, чтобы было желание заниматься творчеством. Я советую всем заниматься живописью, графикой.


Проект Включи город, 2018 год.

Психологи говорят, что по рисунку можно «считать» душевное состояние человека. Получается у вас «считывать» ваших воспитанников?
– Отчасти, я согласна с этим доводом, но моя задача как педагога уравновесить душевное состояние посредством рисунка. Психологи, социологи порой перегибают палки, разделяя детей на «группы риска» и прочее. Приходят заниматься разные дети, и поверьте, у всех есть «добрый» и «недобрый» внутренний мир. «Недобрый» он только, потому, что дети не знают какой он – это ведь мы, взрослые, не рассказали им об этом. Внутренний мир каждого – очень разный, многосторонний, про него всем не расскажешь, а вот показать цветом, образами, символами, каракулями на листе бумаги – это освобождение.           

Нужно ли развивать в ребенке умение рисовать, пригодится ли этот навык во «взрослой» жизни?
– 
Безусловно, пригодится, ведь рисование развивает массу качеств:  креативность, умение сосредоточиться, умение видеть, наблюдать, развивает  работу мозга, помогает преодолеть уныние, поднимает настроение и многое другое, а вы попробуйте.

Как заинтересовать ребенка рисованием?
– Своим примером. Не надо настаивать, просто показать, как это делают другие и дать попробовать.


Вера Меркурьевна и ее воспитанники.