Любимые маршруты

06 апреля 2020 14:38
- Достоверность на уровне слухов - Информация проходит проверку - Достоверность 100%

Мечты сбываются

Наталья Ивановна, вы долгие годы были связаны с музейным делом. Вы эту специальность после школы выбрали?

– Совсем нет. Хотя всегда любила гулять по улочкам города, интересовалась людьми и историей. По образованию я технолог, училась в местном филиале политехнического института на вечернем, работала там же лаборантом. Потом перешла в березниковский филиал ВАМИ (Всесоюзный алюминиево-магниевый институт - прим. ред.), в 1977 году устроилась на БТМК. Мне очень хотелось работать на титано-магниевом комбинате, и моя мечта исполнилась.

Почему же вы туда так стремились?

– Это огромное современное производство, и лаборатория ВАМИ, где я работала, находилась как раз на его территории. А ещё раньше, когда училась в школе, мы бывали здесь на субботниках, разгружали кирпичи. Комбинат в то время гремел по всей стране, это было передовое предприятие, туда трудно было устроиться.

Вы на производстве стали работать?

– Тогда шла пятилетка качества (1976-1980 гг. – десятый план развития народного хозяйства СССР, пятилетка "эффективности и качества"  – прим. Ред.), на комбинате было создано бюро по качеству, и я стала его сотрудником. Мы разрабатывали стандарты предприятия, прописывали все нюансы, начиная от требований к сырью, заканчивая готовой продукцией, и это было очень интересно. Нужно было разработать стандарты по каждому производственному процессу, и в 1979 году на предприятии внедрили комплексную систему управления качеством продукции. Начальник наш даже получил орден Трудового Красного Знамени, а мы стали участниками Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства, где представили нашу систему качества. С годами необходимость существования бюро по качеству отпала, постепенно его стали сокращать. Была вакансия в музее предприятия, он входил в состав технического отдела, к которому также относилось и наше бюро. Так я стала музейным сотрудником. Дела мне в 1989 году передала Татьяна Яковлевна Сурина, участница Великой Отечественной войны. Она создала музей предприятия, который вместе с легендарным Циренщиковым открыла в 1970 году. Но когда я перевелась в музей, он не работал.

Почему?

– Тогда начали строить инженерный корпус №3, шестиэтажное здание. На первом этаже отвели место под новый музей. Когда я пришла, здесь были только стены, даже пола ещё не было. Строительство музея возглавлял главный инженер Александр Захарович Кашкаров. Еженедельно проводил оперативки, а я вела протоколы этих заседаний. Александру Захаровичу очень хотелось открыть музей в 1991 году, к 50-летию создания первичной партийной организации на комбинате. Поэтому он торопился. Не получилось. Новый музей  мы открыли в 1993 году, к 50-летию БТМК. До этого я занималась систематизацией переданных мне материалов, и за это время прониклась музейным делом. Мне нравилось соприкосновение с историей, за это и любила свою работу.

Наталья Штенникова ведёт экскурсию в музее БТМК / фото из личного архива героини


Годы с историей

Наверное, вы обрадовались, когда новый музей открылся?

– Очень. Мне запомнился этот день. В какой-то момент я, можно сказать, оторопела. Вошли почётные гости, портреты которых можно было увидеть в нашей экспозиции – директора, возглавлявшие комбинат в разные годы, например, Валентин Семёнович Лобанов, он же в министерстве тогда работал; ударники пятилеток. И эта толпа хлынула на меня. Вот их портреты – а вот они "вживую". А Татьяна Яковлевна Сурина проводила первую экскурсию.

Что интересного было у вас в музее?

– Первая экспозиция была посвящена Великой Отечественной войне. Посетители, осматривая экспонаты, могли узнать, кто работал в те годы на заводе, был большой военный альбом. Наш комбинат получал награды – переходящие знамена, грамоты, дипломы, орден Трудового Красного Знамени. Все награды передавались  в музей. Орден хранился в сейфе, его вместе с пояснительными документами выставляли только во временной экспозиции. Появился в музее и макет руднотермической печи, с которой начинается производство титановой губки. Это был внушительных размеров макет на колёсиках, чтобы удобнее было его передвигать. Его изготовили умельцы-механики с комбината. Этот экспонат возили на ВДНХ, чтобы продемонстрировать достижения советской техники: сделали обрешётку, погрузили в вагон и отправили в Москву, а потом также доставили назад, закатили, отреставрировали, отремонтировали, и она до сих пор, мне кажется, остаётся самым интересным экспонатом. Имелись и другие макеты основного оборудования.

Наверное, какие-то интересные встречи были?

– У нас было много посетителей – ветеранов, учащихся. Однажды к нам пришли на экскурсию представители заводов Мёртвого моря из Израиля. Сырьё они у себя получали из рапы (концентрированного раствора солей) Мёртвого моря. Их интересовала наша технология, они её приобрели для производства магния. В музее им особенно понравился раздел, посвящённый Великой Отечественной войне. За годы работы в музее я повидала столько людей, и жизнь стала интереснее! Иногда случались удивительные встречи. Семья березниковцев привела к нам в музей свою бабушку, которая строила комбинат. У нас в музее есть реконструкция землянки, в таких жили строители комбината: двухъярусные нары, печка-буржуйка... Бабушка зашла в эту нашу землянку, расположилась там, и столько у неё было радости, столько проснулось воспоминаний! К ней её родственники подсели, я позвонила Сергею Малышеву, корреспонденту газеты "Металлург", он тут же пришёл, побеседовал с этой женщиной, а потом написал о ней в газете. В нашем музее побывал даже космонавт, Герой Советского Союза Александр Баландин, который совершил единственный длительный полёт 179 суток – на "Союз ТМ-9" и орбитальную станцию "Мир". В нашем музее космонавт беседовал с молодёжью, отвечал на вопросы, а в наш музей он передал свои стихи. Мы потом сделали в музее экспозицию, посвящённую его визиту, там разместили фото, где он в шахте, в Усолье. Кстати, титан и космос – эта тема для меня была одной из самых интересных в музее.  У  нас был космический уголок. Скульптор Юрий Устинов сделал для музея гипсовый портрет основоположника теоретической космонавтики Константина Циолковского, а ещё приобрели гипсовый макет монумента в честь приземления в наших краях космонавтов Павла Беляева и Алексея Леонова.

Вдоль по улице

Вы уже несколько лет не работаете в музее, но что-то подсказывает, что история для вас не остаётся в стороне. Это так?

– Мы и раньше плотно сотрудничали с Ольгой Николаевной Варнаковой из городского историко-художественного музея, я передавала ей материалы о БТМК и металлургах для справочников "Город Березники в годы Великой Отечественной войны" и "Была война народная", помогала ей подбирать материалы для её проекта "Хронограф" об истории Березников. Пришла я как-то к ней в музей и поделилась идеей сделать пешеходную экскурсию по улице Циренщикова. Ольга Николаевна меня поддержала. Вместе с Галиной Миртовой, председателем общественного комитета содействия сохранности исторического наследия города, мы такую экскурсию сделали. Галина Евгеньевна много чего интересного знает об истории города, а я – о Циренщикове. И это всё легко связалось. Я подумала: почему нет? Прошлась с внучкой по улице, названной именем легендарного директора БТМК, и улицам, которые с ней в соседстве. Экскурсию мы подготовили, когда исполнялось 110 лет со дня рождения Клавдия Ивановича Циренщикова.

Эта улица совсем маленькая, что же в ней примечательного?

– А знаете, какая она интересная? Раньше эта улица называлась Институтской. Вот корпус политехнического университета на Химиков,10, построенный в 1957 году. Это рядом с улицей Циренщикова. Раньше здесь была школа рабочей молодёжи. И здание это построил Клавдий Иванович. Когда комбинат стал рентабельным, он выделял средства для этого строительства, потому что очень болел за город. Неподалёку – хоккейная коробка, которая принадлежала БТМК. Здесь проводились чемпионаты по хоккею класса Б. Сам Циренщиков был заядлым болельщиком и физкультуру на заводе развивал, и об этом можно много вспоминать. Пойти дальше – дом №10, в котором жил Клавдий Иванович. Тут в 1980-х годах установлена мемориальная доска в его честь. Немного дальше – дворец спорта "Титан", построенный Циренщиковым в 1959 году. Директор комбината хотел построить спортивный дворец, но такой объект оказалось невозможно включить в уже утверждённый план развития Березников. Циренщиков придумал включить план развития строительство жилого дома, где и разместили Дом спорта, в котором и сейчас идут тренировки. А директор завода тогда получил выговор за самоуправство. Кстати, в этом здании мне приятно видеть витрины из нашего музея, которые привезли сюда после его обновления. Я много могу рассказывать: ведь по маршруту этой экскурсии и училище №8, которого уже нет; и здание главпочтамта, и много чего ещё. Вот такая улица. Вроде ничего и нет – а целый пласт истории нашего города. И мне это интересно.

На маршруте по ул. Циренщикова есть фабрика-кухня – первое в Березниках специализированное здание для питания рабочих. Эта фабрика была крупнейшим пищевым предприятием и производила 20 тысяч блюд в сутки.


Люди и память

Что вам ещё интересно?

– Начала ходить на заседания общества краеведов. В городском музее нам дали задания: собрать материалы о Великой Отечественной войне, записать воспоминания людей. Тогда они были детьми и подростками. Я познакомилась с Натальей Флегонтьевной Фроловой и записала её воспоминания. Ей сейчас 92 года. Она начала работать в 16 лет,  приехала на строительство магниевого завода с другими мальчишками и девчонками, выучилась на слесаря, жила в землянке. Очень подробно рассказала, как был устроен быт, как жили девчата. Я вдруг представила: выходит из своей землянки 16-летняя Наташа и вдруг видит громадину сегодняшнего комбината, каким он стал теперь. Могла ли она тогда об этом мечтать? Для экспозиции музея, посвящённой 75-летию Победы, я передала материалы, связанные с фрнтовиком Данилом Колбасиным.  Я когда-то работала вместе с его дочерью Валентиной Даниловной. Данил Колбасин был призван на фронт из Березников, командовал пулемётным взводом. Вернулся в город после демобилизации, окончил техникум, трудился на химзаводе, а за пять лет до выхода на пенсию –  на БТМК. Сохранилась полевая сумка, которая прошла с ним всю войну.  Валентина Даниловна очень бережно хранит память об отце – и вещи, документы, связанные с его фронтовой биографией, их собирала её мама. Появилась ещё одна задумка. Я разговорилась с соседкой по дому Татьяной Ивановной, она поделилась воспоминаниями о военном времени – тогда она была школьницей. Я записала её рассказ, а потом мне пришла мысль записать воспоминания старожилов о нашем доме №11 по улице Олега Кошевого, есть соседи, которые живут  в нём долгие годы. Квартиру здесь отцу дали в 1951 году. Мне тоже будет приятно поделиться детскими воспоминаниями о нашем доме, не знаю, что получится. Ещё мне хотелось бы, чтобы в нашем городе появился какой-то памятник или монумент, посвящённый репрессированным, чтобы людям было куда-то прийти и вспомнить близких.

Такое желание с чем-то личным связано?

– С моей семьёй. Я родилась в Березниках, но бабушка и мама приехали сюда из-за дедушки, которого сослали в наш город в 1930 году. До этого семья жила в Татарстане, дед Михаил Степанович Санников был хорошим хозяином, батрак на него работал. Таких в первую очередь раскулачивали. Он сидел в тюрьме в Елабуге, потом его отправили в ссылку в Пермскую область. А семью из дома выгнали, разрешили в бане поселиться. В хорошем двухэтажном доме расположился сельсовет. Здесь, в Березниках, деда поселили в бараке на Адамовой горе. Где он работал, как жил? Об этом молчали, не принято тогда было о таком рассказывать. Самым страшным было то, что семья разъединилась. Бабушка с мамой жили вместе, дед отдельно. Было такое распоряжение: спецпереселенцам нельзя строить свои дома. Я почти ничего не знаю о дедушке. Документы утеряны, даже точно неизвестно, когда он умер. Я спрашивала маму,  от чего он умер, а она говорила, что от горя, потому что семья врозь жила. Поисками хотелось бы заняться, искать информацию о репрессированных. Я бы поучаствовала в такой работе.

Мама Натальи Штенниковой (справа) на курсах ворошиловских стрелков / фото из личного архива