Станция "Солеварни": тут был Чехов

04 сентября 2018 14:30
- Достоверность на уровне слухов - Информация проходит проверку - Достоверность 100%

Это фото из альбома «Участок Уральской железной дороги от Перми до Екатеринбурга и Луньевская ветвь. Постройка 1874-1879 гг.» (фотографы Его Императорского Величества Шерер, Набгольц и компания в Москве).

В очерке «Прошлое и настоящее Березниковского содового завода» его автор, бывший главный инженер В.Ф.Чернов пишет: «В 1879 году по инициативе Любимова горнозаводская ветвь железной дороги, существовавшая от Перми до станции Копи (Александровск), была проложена до Камы. Это обеспечивало подвоз кизеловского угля к солеваренным заводам и выход на водный путь продукции металлургических заводов».

С момента открытия в 1879 г. конечной станции Луньевской ветви, она более 20 лет носила название Березники (что и значится на фотографии) и только в 1903 г. была переименована в «Солеварни». Эта станция функционировала до 1954 г. Кстати, все эти годы от неё регулярно отправлялся рабочий поезд до станции Кизел, а также поезд сообщением Чусовская – Солеварни. Движение поездов на участке Чусовская – Березники (Солеварни) было открыто 23 сентября 1879 г.

Теперь немного о самой станции «Солеварни». Вообще, станция – совокупность сооружений и устройств, которыми оборудован пункт остановки железнодорожного транспорта. При названной станции имелись: вокзал, водокачка, вспомогательные рельсовые пути, соединяющие заводы и существующую пристань, расположенную на Каме в нескольких десятках метров, складские и прочие хозяйственные постройки. Здесь же был уютный сквер, из которого открывался вид на Усолье и маленькую часовенку.

Ветеран труда Тамара Кирпикова, жившая в небольшом поселении рядом со станцией в 1944-1952 гг., вспоминает: «Мы жили в одном из двух деревянных домов (бараков). В детский сад меня водили на Луга по железнодорожным путям, по которым, звякая на стыках, беспрерывно двигались длинные составы, а в школу я ходила в Лёнву».

А ещё эта станция примечательна тем, что здесь побывал Антон Павлович Чехов. В 1902 г. по приглашению Саввы Морозова он поехал во Всеволодо-Вильву. Добравшись из Перми до Усолья на пароходе, он на лодке переправился на левый берег, где на станции  несколько часов ждал поезд. За эти часы он написал несколько писем, в том числе Горькому, Немировичу-Данченко, жене, сестре, сходил на почту в посёлок Содовый, откуда эти письма и были отправлены. Свидетельства – на письмах стоит штемпель «Березники» (посёлок). 

В переписи 1928 г. на станции проживали 32 человека. В начале пятидесятых годов прошлого века мне доводилось часто бывать и на пристани Березники, её тогда называли Главной, и в Содовом посёлке, и на станции «Солеварни». Тогда я был ещё дошкольником, и потому многое запомнилось не особенно чётко, но всё-таки память сохранила вокзал – аккуратное тёмно-жёлтое здание, деревянный перрон, высокую водонапорную башню, верх которой был деревянный, а нижняя часть кирпичная. Вот эта-то кирпичная часть, изрядно разрушенная, ещё долго являла собой станционные «неграфские развалины», пока не превратилась в груду битого кирпича, занесённого песком.

Начавшееся строительство заградительной дамбы при ожидаемом затоплении низин на левом камском берегу потребовало приступить к переселению на более высокие места Лёнвы, Дедюхино… и, стало быть, отпала надобность в  железнодорожных путях, ведущих от станции «Солеварни» в сторону Дедюхинского и Лёнвенского солеваренных заводов.

Кстати, вскоре, после пуска в эксплуатацию содового завода   И.И. Любимов договорился с владельцами названных заводов о строительстве узкоколейки, продлив, таким образом, Луньевскую ветвь ещё на несколько километров вдоль Камы. В 20-30-е годы ХХ века эта узкоколейка была кое-где заменена на обычную колею, а при строительстве химкомбината к существующим вспомогательным путям добавилось много новых.

В городе ещё есть немало дедюхинцев, детство которых прошло в тех местах. Вспоминая узкоколейку, они все как один оживленно и наперебой рассказывали: «Уж больно маленький был этот паровозик – «кукушка». Тяжело ему было тягать гружёные вагончики, особенно в гору. Ребятишки, облепив небольшой состав, весело кричали: «Помогите, добры люди!». Ну, а когда узкоколейка устремлялась под горку и вагоны разгонялись, ребята едва успевали заскочить на них и победно горланили: «Не догонишь, не догонишь!».

А на месте бывшей станции «Солеварни» буйно разросся подлесок. В пойме Толыча, на болотистых местах среди кочкарника в чёрной водной жиже ночами плавала круглая, ослепительно жёлтая, как начищенный медный таз, луна. Через какое-то время здесь сотворили огромный отстойник для промышленных отходов, окончательно спрятав в небытие и станцию, и скверик, и многочисленные хозяйственные постройки.

Если всё же попытаться определить то место, где была станция «Солеварни», ориентиром может служить лодочная база содовиков на Каме, чуть севернее которой долгое время находилась паромная переправа.

Автор: Юрий Змеев

А мне что с этого?

Без прошлого нет будущего. Вот еще интересная информация в копилку знаний о малой родине.

история солеварни вокзал березники усолье соль толыч